— Когда мы пришли на собрание, посвященное ситуации с общежитием на Привокзальной площади, 12, на которое были приглашены якобы все заинтересованные стороны, нас оттуда выставили, — квартира Елены в доме на Аткарской, 31. Здание, в котором живет она и еще более сотни человек, должны снести по проекту реконструкции территории. Тема изменения облика «ворот города» не новая и так или иначе обсуждается уже много лет. Мы встретились в жителями Аткарской, 31 и 31а, чтобы выяснить, почему к их мнению никто не прислушивается.
В ноябре для собственников квартир в домах на Аткарской, 31 и 31а, прилегающих к Привокзальной площади Саратова, произошло два знаковых события. Во-первых, решением Саратовского областного суда первый дом исключен из реестра выявленных объектов культурного наследия. Во-вторых, вице-губернатор региона Игорь Пивоваров подписал распоряжение, в соответствии с которым вся прилегающая территория должна быть исключена из границ многофункциональной общественно-деловой зоны и жилой зоны, а включена в зону транспортной инфраструктуры. В переводе с чиновничьего языка это означает, что жилой застройки в этом месте быть не должно. Согласно планам властей, на месте жилых домов должна появиться обширная парковка, которой так не хватает возле железнодорожного вокзала.
«Мы не существуем»
Ради встречи с журналистом 164.RU жители приговоренных к сносу домов на Аткарской созвали целое собрание, на которое в пике пришли до 20 человек.
Как часто бывает в таких случаях, обсуждение быстро переросло в перечисление всех проблем домов от непосредственно касающихся проблемы сноса до отношений с управляющей компанией. Впрочем, у жильцов есть предположение, что поведение последней встраивается в логическую цепочку с планами властей по демонтажу зданий.
— На суде, на котором дом лишили статуса выявленного ОКН, выяснилось, что у комитета культурного наследия нет документов, согласно которым дом признан памятником, — директор расположенного поблизости рынка «Локомотива» Александр Кузнецов участвовал в суде в качестве третьей стороны. — Наш юрист говорит, что должен быть целый пакет документов. Сейчас мы готовим апелляцию, которая будет проходить в Нижнем Новгороде. Юрист перелопатила огромное количество законов на эту тему.
Пытаясь сохранить статус памятника для дома, построенного для работников Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД) в начале 30-х годов прошлого века, который мог бы стать для него некоей «охранной грамотой», жители хотят понять, как в итоге власть планирует поступить с ними.
— С нами никто не встречался, нашим мнением не интересовался. Как будто решение уже принято и для них не существуем, — возмущается жительница Аткарской, 31 Елена.
Я предполагаю, что людям дадут взамен новые квартиры, но участники собрания наперебой отвечают, что о таком речи не идет.
— Никаких квартир не будет! Выплатят нам денежные компенсации, на которые ничего нельзя будет купить. Мы сарай не купим! Пусть бы для нас построили дом где-то поблизости, мы туда переедем, а уезжать на окраины мы не хотим. Кто-то тут всю жизнь живет, кто-то взял ипотеку, что с ними будет? — отвечают они.
В ноябре Министерство строительства РФ предложило норматив стоимости жилья в Саратовской области на I полугодие 2024 года в 74,2 тысячи рублей. При этом на рынке в Саратове вторичка стоит 89,7 тысячи рублей, новостройки — 92,3 тысячи рублей за квадратный метр.
По мнению потенциальных переселенцев, проблема парковок на Привокзальной площади хотя и существует, но может быть решена другими способами.
— Министерство транспорта рогом не шевелит, чтобы что-то сделать, — пришедший на собрание мужчина лет 60-ти живет в доме на Аткарской, 31а. — За домами находится рынок, который мог бы использоваться как парковка. Все места еще с самого утра занята работниками рынка и магазинов, расположенных на первом этаже здания. В магазины приезжают фуры и разгружаются возле магазинов, часто приходится их объезжать, нарушая правила. Также на первом этаже располагается компания-перевозчик. Если всё это ликвидировать, освободится много места для стоянок. Вместо этого они хотят построить тут торговый центр с паркингом, — предполагает он.
«Денег у них нет»
Старшая по дому № 31 Валентина Мавлютова убеждена, что управляющая компания РКЦ «Кировский» сознательно не обслуживает дома, чтобы привести их в аварийное состояние, после чего власти смогут их снести.
— Наши дома будут убирать за региональные деньги, а у области миллиардные долги. Мы боимся, что дома превратят в аварийные. Последний ремонт был в 2011 году, когда заменили водоснабжающую систему, а с тех пор ничего не делали. У нас был спецсчет для взносов на капитальный ремонт, чтобы заменить электропроводку, горячее водоснабжение. Систему отопления не меняли с момента постройки, там полно заплаток, если потечет, кипяток пойдет в квартиры. У нас на спецсчете было 2,5 миллиона рублей, а их в 2021 году направили в общий котел. И сейчас ремонтировать не на что, — возмущается старшая по дому.
Вместе с жильцами мы проходим по подъездам дома и даже спускаемся в подвал. Где-то откололась плитка, где-то разбиты стекла, но чего-то из ряда вон выходящего в состоянии здания нет, таких миллионы по стране, во всех живут люди. На одном из этажей демонстрируют плитку, уложенную одним из жителей.
— Он вложил 300 тысяч рублей собственных, была у него тогда такая возможность. В УК его благодарили, руку жали, — рассказывают местные.
Мне рассказывают, что в 2005 году в доме на Аткарской, 31 был крупный пожар. Возгорание произошло на верхних этажах. К настоящему времени все последствия происшествия полностью устранены.
— Там все капитально отремонтировали, это фактически новый дом, — говорят его обитатели.
Возможный переезд пугает и отсутствием социальной инфраструктуры на будущем месте жительства, в районах новостроек зачастую не хватает школ и детских садов. Единственное, что дает людям некоторую «уверенность» — отсутствие в бюджете средств на переселение. В пятиэтажном доме по Аткарской, 31 118 квартир, в четырехэтажном доме № 31а два подъезда и 32 квартиры.
— Ничего не будет, у них нет столько денег, вокзал будут делать на федеральные средства, а расселять — на региональные. В области нет столько, — полагает Валентина Мавлютова.
Рассчитывайте на себя
За несколько лет обсуждения различных вариантов реконструкции Привокзальной площади — а оно ведется уже более семи лет — предусматривались различные места для парковки машин. По проекту КБ «Стрелка», разработанному в 2017 году, они должны были быть вокруг сквера. Годом ранее институт «Саратовгражданпроект» предлагал сделать под сквером многоуровневый паркинг на 300 мест.
Последний проект реконструкции, который реализуется совместно с РЖД, оценивается в 2,7 миллиарда рублей. Под снос попадают три дома. Контракт на демонтаж общежития на Привокзальной площади, 12 уже подписан с компанией ООО «Техсарстрой» Григория Карапетяна. Организация согласилась ликвидировать здание за 1,8 миллиона рублей при начальной стоимости закупки 9,9 миллиона рублей.
Как поступят с жильцами домов на Аткарской, не вполне понятно, потому что заявления представителей власти противоречивы.
Вот в сентябре губернатор Роман Бусаргин пишет в своем телеграм-канале:
«В первую очередь при предстоящей реконструкции необходимо думать о жителях жилых домов. Полностью понимаю их переживания. Отношусь к этому вопросу с максимальной серьезностью. Граждане получат компенсацию по рыночной стоимости, чтобы иметь возможность приобрести себе жилье в этом же микрорайоне. В обиду их никто не даст. Не сомневайтесь в этом».
А вот уже в ноябре во время визита в Саратов избранный от Саратовской области спикер Госдумы Вячеслав Володин, обращаясь к местным чиновникам, говорит:
— Какое решение примете, такое и исполняйте. Имейте в виду, мешка с деньгами на расселение кого-то нет. Рассчитывайте на себя. Мы вокзал реконструируем, это будет наш подарок городу. Остальные вопросы вы должны решить.
В этом году жильцы домов на Привокзальной площади уже писали письма во все органы власти, чтобы их услышали и отказались от планов сноса, но внятного ответа не получили. Теперь они готовы собирать подписи заново в надежде, что хоть кто-то выйдет и расскажет им, как жить и чего ждать дальше.